Предыдущая версия сайта находится по адресу www.old.belkult.ru.

 27 Фев 2019 12:47

За кулисами любительского театра: Выпуск №1

Управление культуры области запускает новый цикл публикаций — «За кулисами любительских театров». Рубрика, приуроченная к Году театра, позволит нашим читателям познакомиться с жизнью молодёжных творческих коллективов.

В первом выпуске мы расскажем о «закулисье» студенческого театра НИУ «БелГУ». Театр при крупнейшем вузе области относительно молод. Он начинает свою историю с 2006 года. С того времени коллектив уже успешно поставил многие именитые спектакли: «Тринадцатая звезда», «Кьоджинские перепалки», «Моя жена - лгунья», «Цилиндр» и «Дом на границе».

Сейчас ребята работают над пьесой «Забыть Герострата». Если концертный зал МКЦ свободен, молодые актёры репетируют там. Но чаще всего приходится довольствоваться скромной комнатой на подвальном этаже культурного центра.

Для героев нашего сюжета это второй дом. Здесь порой приходится не только работать до глубокой ночи, но и встречать дни рождения молодых артистов. Интерьер репетиционного помещения заботливо украшен фотографиями коллектива и различными наградами. О чём тут говорить, если на пороге этой комнаты «всяк входящий» обязан снять обувь.

Сердце любого театра — его актёры. Ярослав Чумак пришёл в любительский театр осенью 2015 года. По местным меркам, он уже «старичок». Не так давно он закончил вуз, но всё же продолжает заниматься любимым делом.

Что стало толчком в театральной деятельности?

Честно говоря, я довольно творческий человек. Когда учился в институте я играл в КВН, был в сборной города, но после окончания бросил и некоторое время не принимал участие в какой-либо деятельности, грубо говоря, «работа-дом-работа-дом», затянула рутина. Одно время тут был один товарищ, который предложил сходить в театр. Я подумал «а почему нет?» И мы пошли.

Касательно вашего коллектива - проводите ли вы совместно время вне театра?

Да, особенно раньше, когда были еще «старики» (сейчас осталось лишь пару, остальные новенькие) мы постоянно отмечали и 23 февраля и 8 марта, организовывали такой внутренний «капустник». Многие даже начинали завязывать отношения, все это перерастало и у некоторых из «стариков» уже семьи, дети. Тут всегда довольно сплоченный коллектив, необычные люди по-другому себя ведут.

Были ли моменты, когда хотелось бы приукрасить своего персонажа, может, сделать его лучше или наделить какими-то дополнительными чертами?

Чтобы как раз этого не происходило, есть режиссёр, который контролирует процесс. Но если это помогает или подходит роли, то да, потому что, когда мы знакомимся со своими ролями, то начинаем дополнять персонажа через призму своего опыта, на основе прочтённых книг или фильмов. А режиссёр направляет в нужное русло.

Были ли неловкие ситуации или несуразные случаи?

Да, достаточно много. Практически на каждом выступлении что-то происходит. То реквизит не туда положат, то слова, как обычно, забудут. Я, когда в первый раз играл, должен был на сцену выйти с кувырком, и это была одна из основных ролей, чему многие удивились, поскольку я был новичком . При чём пьесу я не видел, а коллектив ее уже отыгрывал и это был для них второй раз. И я вообще не понимал, что происходит, и когда нужно было кувырок делать, я растерялся и просто вышел на сцену. На последнем спектакле у меня из реквизита были часы. В какой-то момент я смотрю, люди почему-то на пол уставились, я опускаю взгляд - а там мои часы, которые порвались во время акта. Я поначалу даже не заметил.

Были ли случаи, когда хотелось все бросить и просто уйти из театра?

Бывало, поскольку все это достаточно утомительно, занимает очень много времени, репетиции проходят почти каждый день, с 7 до 10 вечера, а в свободные дни - репетиции в другом театре. И иногда попросту устаешь. Порой даже не приходишь на репетиции, поскольку есть работа и иные различные моменты, из-за чего просто не тот настрой. Но бывает и наоборот, приходишь на репетицию и сразу настроение поднимется.

Веришь ли ты, что возможно совмещать работу или учебу с театром без последствий для той или другой сферы?

Я считаю, что все зависит от человека. В данный момент я испытываю некоторые сложности в этом, но, благодаря определённой наглости, справляюсь с этим.

Работа в сфере искусства требует вдохновения. Что для вас является источником?

Я человек настроения, за хорошим настроем идет поток вдохновения. Я многим занимаюсь и бывает, что сама идея пьесы является источником. Но бывает сложно, особенно когда пытаешься понять роль и не знаешь: как, что и где.

Валерия Мотошкова, в свою очередь, всегда хотела связать свою жизнь с театром. На выпускном в 4 классе она поставила себе чёткую цель —стать актрисой. Лера тоже недавно закончила университет и работает учителем в школе. Это не значит, что с мечтой она так просто рассталась — в свободное от работы время молодой педагог ходит на репетиции в любимый коллектив.

Что больше всего нравится в этом занятии?

Мне нравится, что в театре мы примеряем разные роли. Если в жизни я простой учитель, то на сцене могу быть жрицей, богиней…

Бывало ли такое, что роль переходила в жизнь?

Если, наверное, только в шутку. Бывает, за нами закрепляется какое-либо очень яркое амплуа. До этого мы ставили «Федота-стрельца» и там, например, есть такой персонаж— «Царь». Один парень так классно вжился в роль этого героя, что за ним это закрепилось и он теперь везде так ходит. Появляется как царь для нас.

Когда впервые вышла на сцену? Какие были ощущения?

Это было неожиданно. Ну, не в школе, когда я стишки читала, а вот здесь, именно в студенческом театре, на большой сцене МКЦ. Я была новенькой и коллектив ставил повторно спектакль, где я была в массовке. В день спектакля была репетиция, и мне сказали: «Можешь посмеяться?- Да.- Ну, ты в самом начале выступишь». Спектакль начинался с моей сцены, и это было очень волнительно.

Трудно ли работать? Вот так ставить пьесу?

Это дико интересно. Бывают сложности, когда режиссер видит твой образ конкретным, а ты немножко не согласен с ним. Но актеры, как говорят, они — рабочие люди, что скажут, то и делают. Хотя ты можешь быть иногда несогласным и видеть как-то по-другому. Но ты должен слушаться только режиссёра.

Бывают ли такие случаи, должен слушаться, но очень не хочется?

Да, бывают, конечно. Еще когда у нашего режиссёра такая чёткая своя позиция, свое мнение и его вообще не переспоришь. И вот мы всей труппой иногда говорим: «Нет, ну, не так», а он отвечает: «Нет, вот так, я с вами не согласен и всё». Ну, это творческий процесс. Мне кажется, у любого творческого человека, так же как у нашего режиссёра, Петра Владимировича, своя картина мира и ничего ты с этим не сделаешь.

Приходится ли импровизировать на сцене? Чтобы потом подстраивались ещё и остальные.

Да, бывает. У нас случалось такое, по-моему, даже на спектакле. Парень перепутал реплики местами, а у нас стоит там сцена, где почти все из спектакля, и мы подстраивались. Это очень сложно.

Вот, к примеру, у тебя роль такой «тургеневской барышни», с разбитым сердцем. Тебе нужно испытать это в жизни, чтобы воплотить в картине? Или вполне достаточно самой придумать образ?

Для меня этот образ неподходящий, непохожий. Приходится брать что-то из жизненного опыта, что-то в себе выкапывать, даже если похожего образа, как в картине, нет. Откуда-то из подкорки находить это, вспоминать, перерабатывать. У меня всё на жизненном опыте. Я думаю у ребят так же. Все переносишь на сцену.

Какую бы ты роль больше всего хотела сыграть? Буквально, роль, ради которой ты шла в театр?

Сложно. Естественно это главная роль. Наверное, если сейчас подумать, я пять лет занимаюсь в театре, и мы ни разу не ставили пьесу, где всё крутится вокруг женского персонажа. Все время мужские роли главные, а женские - вспомогательные. То есть, либо для мужчин созданы, либо- жена, мать, дочь. Но в главной роли всегда какой-то мужчина и я бы хотела сыграть в такой пьесе, где главная роль у женщины. Но таких пьес очень мало.

Есть ли такой вопрос, который бы ты хотела услышать от меня? Просто бывают такие моменты, что ты ждешь какой-то вопрос, а его не задают.

Нужно подумать. Наверное, может это банально, но: «Что тебе дал театр, помимо постановок и выступлений, как это отразилось в реальной жизни?».
Вот была студенткой и занималась в театре, сейчас так же не оставила эту деятельность. Я пришла в школу, рассказала, что занималась в театре. И меня на работе назначили театральным руководителем. Это не только здесь, но и в профессии дало мне продвижение. И это очень круто. Я могу развиваться не только как учитель, но и как режиссёр, только с детьми. Это настолько крутая возможность, что это просто классно.

Не мешает ли театральная деятельность работе?

Сейчас, конечно, сложно совмещать, я думаю, уже вот этот спектакль отыграю и, как говорится, дорогу молодым. Потому что я уже не студент, а театр все-таки студенческий. Теперь пусть вот приходят студенты молодые и, как я, через все это проходят.

Напоследок несколько правил жизни от руководителя студенческого театра БелГУ Петра Харлова. Пётр Владимирович уже более 30 лет работает с молодёжью, а в 2012 году даже выпустил собственный полнометражный художественный фильм. Советы обладателя почётной грамоты Министерства культуры РФ точно помогут многим начинающим коллективам и их режиссёрам.

Я никогда заранее не назначаю точной даты премьеры. Материал должен быть сделан! А сделан он тогда, когда актёры чувствуют себя на сцене. Когда они полноценно понимают задачу, они уже не занимаются интонациями — не повторяют за мной.

 

Актёр — от слова «акт», человек действующий. Актёры должны действовать: желать убить, поцеловать, погладить, избить, любить. Они должны на сцене постоянно чего-то хотеть. Только тогда у них будет цель!

 

Многие современные режиссёры профессиональных коллективов просто приходят на репетиции и раздают указания. Делай то, делай это — профессиональный актёр всё остальное должен додумать, дорешать, оправдать сам. Но есть режиссёры, которые нормально работают. У них нормальный «застольный период» — пьесу они долго разбирают, внедряют, понимают. Одним словом, находят общий язык с актёрами.

 

Авторы: Светлана Мулява и Дарья Ходырева
Фото: Александр Говорушенко


Дата последнего изменения: 27 Фев 2019 13:10