Предыдущая версия сайта находится по адресу www.old.belkult.ru.

 31 Окт 2016 12:00

Концерт "Шедевры четырёх столетий"

31 октября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер органной музыки, на котором солировал московский органист, лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко

31 октября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер органной музыки, на котором солировал московский органист, лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко . Музыкант представил яркую программу, в которую вошли шедевры органной музыки - сочинения И. С. Баха, Д. Букстехуде, И. Мютеля, В. Моцарта, Епископа Серафима (Чичагова), А. Глазунова, О. Вермана, многие из которых прозвучали в Белгороде впервые.

Роскошное барокко, галантное рококо, ясный и уравновешенный классицизм, мечтательный романтизм, на редкость ясная музыка ХХ столетия – стилевая палитра органных сочинений, исполненных Алексеем Шевченко, оказалась широкой и разнообразной. Слушатели насладились лёгкостью и виртуозностью пассажей, вдумчивой полифонией со сложнейшими (в плане исполнения) переплетениями голосов, спокойными медитативными моментами, представленными то с помощью ясной мелкой техники, то в результате гомофонно-гармонического склада фактуры с его главенством мелодии и завуалированности аккомпанемента. Полнота захватывающих дух аккордов на fortissimo чередовалась с разреженностью музыкальной ткани, не оставляя ни одной попытки для отвлечения внимания органного слушателя, постоянно вовлекая его мысль в слуховую аналитическую «работу», будь то при исполнении Баха, Моцарта или Глазунова.

Трёхчастный концерт до мажор по Антонио Вивальди Иоганна Себастьяна Баха открыл программу. За двадцать минут чистой музыки тональность до мажор была расцвечена самыми разными красками, гармоническими оборотами. Стремительное Allegro, задумчивое Adagio, выразительный речитатив – контрастные темповые, тембровые и динамические решения были объединены единым стержнем музыкального развития, устойчивым и определённым.
Пассакалия ре минор (Bux 161) Дитриха Букстехуде прозвучала широко и благозвучно, словно отражение певуче-речитативных баховских проведений, которые великий мастер мог унаследовать от своего кумира Букстехуде. Контрастные по характеру две хоральные прелюдии из Органной мессы и Прелюдия и фуга ля минор (BWV 543) И. С. Баха дополнили картину барочной органной музыки, богатой многообразием оттенков, неиссякаемым полифоническим изобилием, красотой созвучий.

Второе отделение началось со звучания Фантазии фа мажор Иоганна Готфрида Мютеля. Это близкое к причудливому рококо сочинение явилось плавным переходом от барокко к следующему сочинению в стиле классицизм. В концертных программах Европы имя его автора, одного из последних учеников Баха, встречается нечасто, а в России крайне редко. Блестящее исполнение А. Шевченко Фантазии Мютеля могло сформировать у слушателей представление об этой музыке как о забытом шедевре, который, безусловно, заслуживает внимания.
Исполнение Фантазии фа минор для органа-часов (К.608) Вольфганга Амадея Моцарта – одного из немногих органных сочинений австрийского композитора – было ярким и изящным.

Ряд редко исполняемых шедевров – белгородских премьер – пополнил фрагмент «Несение Креста» из музыкального дневника Епископа Серафима (Чичагова), а также Прелюдия и фуга ре минор ор.98 Александра Константиновича Глазунова. Первое – прозрачное, лиричное, второе – проникновенное, глубокое. Оба оказывают своеобразное воздействие на слушателя, изумляя и восхищая.
Пассакалия ми минор ор. 95 немецкого композитора-романтика Оскара Вермана впервые прозвучала в Белгороде. Красивая кантилена, энергичные нарастания, вплетённые в минор гармонии с расцвечивающимися мелодическими проведениями, главенствующие в этом произведении, стали мощным торжественным заключительным аккордом музыкального вечера.

М.Андрейкина

Управление культуры Белгородской области
Дата последнего изменения: 26 Июл 2018 16:59